Притяжение «Магистрали»


Развитие железнодорожных секций позволит привлечь сильные кадры на дорогу

Профориентация в ОАО «РЖД» начинается с детства. Интерес к железной дороге прививается сначала в ведомственном детском саду, затем в школе, далее следуют колледж и институт.

Создание моделей – творческая составляющая занятий «Магистрали»

Большую роль в этой цепочке играет и дополнительное образование. На сети дорог существует 25 детских железных дорог, в городах также работают кружки по железнодорожному моделированию. Последних не так много, но популярность их высока. Пример тому – объединение «Магистраль» при Центральном доме детей железнодорожников (ЦДДЖ).

Согласитесь, было бы странно в списке кружков ЦДДЖ не увидеть железнодорожного моделирования. Время появления «Магистрали» приходится на 40-е годы прошлого века. Сразу после окончания Великой Отечественной войны район Новой Басманной улицы стали массово заселять семьи железнодорожников. Тогда заниматься в ЦДДЖ приходили ребята со всей округи – преимущественно это, конечно, были дети работников стальной магистрали. Но и для тех, кто жил далеко за пределами Садового кольца, в ЦДДЖ всегда были открыты двери. С тех пор мало что изменилось.
– География проживания моих учеников – это вся Москва и даже Подмосковье, – рассказывает о своих подопечных педагог дополнительного образования ЦДДЖ Ольга Юшина. – Ни расстояние, ни плохая погода, ни большой объём домашних заданий для них не причина, чтобы пропустить занятие. Я вижу, что в «Магистраль» они ходят с удовольствием. Приезжают всегда обязательно со своими вопросами: кто-то увидел новый локомотив или вагон, недавно проехал в красивом поезде. Своими впечатлениями школьники делятся на уроке. Отталкиваясь от этой беседы, приходится переходить к основной теме занятия. Мы здесь проходим азы железнодорожной теории: правила технической эксплуатации, охрану труда, знакомимся с видами подвижного состава, железнодорожными профессиями и т. д. Удержать детский интерес одной лишь теорией трудно, да и не нужно, поэтому находим время для творчества.

Атмосфера здесь располагает
к творчеству:
ЦДДЖ разместился
в старинном особняке

Для этого у нас есть зал железнодорожного моделирования, где дети создают из подручных средств подвижной состав и даже пытаются изобрести двигатели, – рассказывает Ольга Юшина. – Для них сам факт пребывания в кругу единомышленников уже многое значит. Так что мне приходится иметь дело с очень мотивированными ребятами, и я сама учусь у них и узнаю что-то новое для себя.

Основное место работы Ольги Юшиной – Московский колледж железнодорожного транспорта, где она преподаёт спецпредметы. Её часто привлекают и к преподаванию на курсах повышения квалификации для тружеников столичной магистрали. В ЦДДЖ она проводит занятия по вторникам. В общей сложности кружок посещают 40 ребят самых разных возрастов. Львиная доля из них не является выходцами из железнодорожных семей.
– Родители на дороге не работают, зато мой прадед строил железную дорогу на Урале. Меня даже назвали в его честь, – с гордостью произносит Вася Грачёв. – Я же хочу стать машинистом.

Вася из тех, кто на занятия всегда приходит самым первым. Всё для того, чтобы поделиться с преподавателем последними впечатлениями о магистрали. На этот раз он принёс на урок марки с изображением локомотивов – подарок из Запорожья. Вижу, Ольга Геннадьевна уже продумывает начало урока. После нашей беседы речь на занятии обязательно пойдёт о моделях тепловозов и электровозов, старых и новых.
– Студентов, имеющих за плечами обучение в железнодорожных кружках или прошедших школу на Московской детской железной дороге, видно сразу. Их отличает не только хороший уровень подготовки, у каждого глаза горят, когда они беседуют о магистрали, – продолжает Ольга Геннадьевна. – Если говорить о мальчишках, то в объединение они приходят с твёрдым желанием стать машинистами. Это и понятно, детей привлекают профессии, которые на виду, они хотят водить поезда, быть проводниками. Моя же задача показать, что огромный железнодорожный механизм поддерживают люди разных специальностей: от путейца до поездного диспетчера.

Представление о специальностях в «Магистрали», как и на детской дороге, получают по принципу от простого к сложному. Кстати, производственную практику на малой магистрали воспитанники кружка проходят наравне с юными железнодорожниками из Кратово. Успешное обучение также даёт ребятам из ЦДДЖ возможность получения целевого направления для поступления в колледж или РУТ (МИИТ).

Как рассказала директор ЦДДЖ Светлана Мимидлаева, в планах учреждения развивать не только «Магистраль» – есть стремление создать на базе дома клубы моделирования других видов транспорта: водного, воздушного, автодорожного. Для этого, конечно, нужны педагоги – такие, как Ольга Юшина, любящие своё дело и детей.

Наталья Щевелева
Фото автора